Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международное право основано на концепции государства. Государство, в свою очередь, зиждется на основе концепции суверенитета, который внутренне выражается в верховенстве государственных институтов и внешне на верховенстве государства как юридического лица. Но сам суверенитета со всеми юридическими правами и обязанностями основывается на территориальном определении. Без территории юридическое лицо не может быть государством. Территория — это, несомненно, основная характеристика государства, наиболее широко принимаемая и понимаемая.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы, как видится автору, состоит в том, что понятие территории в международном праве и в международных отношениях играет важную роль в современном мире, в связи с возникающими межгосударственными спорами, развитием надгосударственных механизмов взаимоотношений, различных организаций и глобальных институтов.
Цель данной работы – изучить и проанализировать понятие территории, виды территорий и формы решения территориальных споров в международном праве.
Основные задачи работы: в первой главе автор рассмотрит понятие, значение и классификацию территорий в международном праве, во второй главе автор подробнее остановится на видах территорий в международном праве, в третьей главе будет определена роль и место и способы разрешения территориальных споров на современном этапе.
Объект исследования – территории в международном праве.
Предметом исследования является – понятия территорий и виды территорий в международном праве.
Структура курсовой работы: данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения и списка литературы.
Автор в данной курсовой работе будет пользоваться следующими методами изучения: анализом официальных документов, источников и литературы, синтезом данных и сведений, обобщением информации и сравнительной методологией.
Специфика понятия территорий и видов территорий широко обсуждается в научной и профессиональной юридической литературе на протяжении последнего времени ввиду своей актуальности.
В данной работе автор будет использовать следующие источники: Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации», Закон РФ «О недрах» (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.), Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву, Федеральный закон о континентальном шельфе РФ от 30 ноября 1995 г., Федеральный закон об исключительной экономической зоне РФ от 17 декабря 1998 г., Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г.), Устав ООН, Концепция Монтевидео 1933, и некоторые другие.
Центральную роль территории в системе международного права можно понять, отметив развитие правовых норм, защищающих ее неприкосновенность. Принцип уважения территориальной целостности государств является одним из стержней международной системы, как и норма, запрещающая вмешательство во внутренние дела других государств.
Территория является одним из составных элементов государства в соответствии с международным правом, территория государства как таковая определяется как часть земного шара, находящаяся под суверенитетом государства.
Глава 1. ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и значение территорий в международном праве
Суверенитет государства ограничен определенной частью территории, которая находится под исключительной юрисдикцией государства и защищена международным правом от нарушений со стороны других государств.
Хотя пограничные споры не умаляют суверенитета или независимости конкретного государства, государственности свойственно то, что должна существовать основная территория, которая подлежит эффективному контролю властей государства.
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.
Дополнительные территории могут быть приобретены государствами путем уступки прав других государств (дело острова Пальмас в 1928 году); оккупацией территории, которая называется terra nullius (лат. «ничейная земля»), т. е. земли, не находящейся под суверенитетом или контролем какого-либо другого государства или социально или политически организованной группировки; или когда государство приобретает территорию в течение продолжительного периода неоспоримого суверенитета.
Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств (Конвенция Монтевидео) 1933 г. устанавливает некоторые общепринятые критерии и обеспечивает хорошую отправную точку для обсуждения. Статья 1 Конвенции гласит: Государство как субъект международного права должно обладать следующими квалификациями:
а) постоянное население;
б) определенная территория;
c) правительство;
d) способность поддерживать международные отношения.
Определенная территория — это территория, над которой осуществляется контроль государства и которая отделяет государство от его соседей.
Размер территории государств может широко варьироваться от России с 17 миллионами км2 до княжества Монако с 2 км2. Границы территории государства должны быть обоснованно определены.
Наличие приграничных споров не обязательно влияет на существование государственности; например, Индия и Пакистан существуют как государства, хотя у них есть давний территориальный спор в Кашмире.
Отказ определить протяженность государственных границ также не фатален для существования государственности. Израиль отказался установить максимальные ограничения на свои претензии на палестинские территории, но нет никаких сомнений в том, что Израиль является государством.
Тот факт, что территория находится под угрозой или вторжением со стороны агрессора, не исключает и не разрушает существование государственности. Например, в 1990 году Кувейт оставался государством даже после вторжения Ирака.
В случае возникновения нового государства из гражданской войны, повстанческая группировка, претендующая на суверенитет, должна будет продемонстрировать контроль над достаточно определенной территорией, чтобы претендовать на независимость, как это было в Восточном Тиморе в Юго-Восточной Азии, Южном Судане и Эритрее в Африка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Актуальные проблемы современного международного права : материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко : в 2 ч. / отв. ред. А. Х. Абашидзе, Москва, 12–13 апреля 2013 г. – Москва : РУДН, 2014, 266 с. https://kpfu.ru/staff_files/F483764442/2013_1blischenko.pdf
2. Батырь Вячеслав Анатольевич. Сбалансированный современный особый международно-правовой статус каспийского моря // Lex Russica. — 2019. — № 9 (154).
3. Батычко В.Т. Международное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
4. Бирюков П. Н. Международное право: учебник для бакалавров. 10-е изд. – М: Юрайт, 2018. В 2 т. Т. 1. – 356 с.
5. Бурханова Н. Экономическая география. — Litres, 2017. — С. 8. — 305 с.
6. Введение в исследования границ / под ред. С. В. Севастьянова, Ю. Лайне, А. А. Киреева. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – 426 с.
7. Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства. Нью–Йорк, 2008 год. http://www.unoosa.org/pdf/publications/st_space_11rev2R.pdf
8. Договор об Антарктике (1959). https://www.ats.aq/r/antarctictreaty.html
9. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/
10. Конвенция об открытом море. Конференция Объединённых Наций в Женеве 29 апреля 1958. https://legal.un.org/avl/pdf/ha/gclos/gclos_r.pdf
11. Конвенция о правах и обязанностях государств, 26 декабря 1933 года (Конвенция Монтевидео). https://wa.nt.am/ru/archives/1719
12. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982). https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
13. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: Норма, 2017. - 790 с.
14. Куркин Б. А. Международное право: учебное пособие / Б. А. Куркин; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. - Москва: Изд-во МГИУ, 2008. - 191 с.
15. Лалетина А. С. ОПЕК. Газ. Трубопроводы. Право. Монография. — Издательство Проспект, 2019. — С. 99.
16. Международное право и современные теории международных отношений: аспекты сочетаемости (Материалы VII Конвента РАМИ, сентябрь 2012 г.): Научное издание / Под ред. А. Н. Вылегжанина. — ЗАО Издательство «Аспект Пресс», Издательство «МГИМО-Университет», 2013. — 141 с.
17. Морской спор: о чем не могут договориться Китай и Филиппины // TASS. 12 ИЮЛ 2016. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3448020
18. Орлов А. С. Соотношение договорной и судебной форм урегулирования международных территориальных споров (постановка проблемы) // Российский юридический журнал. — 2009. — № 3. — С. 82—90.
19. Ромашев Ю. С., Фетищев Д. В. Юрисдикция государств в правоохранительной сфере. Монография. — М.: Научная книга, 2009. — 48 с.
20. Судопроизводство по спорным делам. Международный Суд. https://www.un.org/ru/icj/contentiousprocedure.shtml
21. Судьба государства в эпоху глобализации. — М., 2005. —200 с. https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2005/Sudba_1.pdf
22. Устав Организации Объединенных Наций. https://www.un.org/ru/charter-united-nations/
23. Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000. – 304 с.
24. Фархад Мирзаев Применение принципа uti possidetis при дезинтеграции СССР // Право и политика, 2017.
25. Хрестоматия. Действующее международное право. Бишкек 2012. https://www.auca.kg/uploads/Tian%20Shan%20Policy%20Center/Law%20Book/Contemporary%20International%20Law_RUS.pdf